С 2016 года в Татарстане реализуется проект «Дружелюбная поликлиника-Татарстанский стандарт». Он включает комплекс мероприятий по внедрению бережливых технологий и переходу на новую модель поликлиники с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе. В 2019-2024 гг. данные мероприятия будут продолжены в рамках национального проекта «Здравоохранение». Он предусматривает создание и тиражирование «Новой модели» медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. В ходе перевода на новую модель в лечебном учреждении будут внедрены бережливые технологии с использованием процессного подхода к организации работы.
В рамках проекта во всех поликлиниках республики Татарстан будут реализованы следующие мероприятия:
В результате перехода на новую модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, планируется:
До 2024 года в реализации мероприятий согласно соглашению примет участие 103 обособленных поликлинических подразделения по республике Татарстан. Их лучший опыт будет тиражирован во все поликлинические подразделения по республике Татарстан.
В реализации мероприятий в 2019 году принимает участие 13 медицинских организаций:
5 детских поликлиник (8 подразделений):
8 взрослых поликлиник (10 подразделений):
Для организационно-методического сопровождения и координации работы медицинских организаций по внедрению Новой модели поликлиник в Республике Татарстан на базе РМИАЦ был создан региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП).
Для внедрения на первом этапе в медицинских организациях на текущий момент реализуется 33 процесса Новой модели поликлиники:
На базе Казанского государственного медицинского университета создан Учебно-методический центр «Бережливые технологии в здравоохранении», где проходят обучение студенты, повышают свою квалификацию руководители и медицинские работники учреждений, реализующих мероприятия по внедрению новой модели поликлиники.
Таким образом, оказание медицинской помощи в поликлиниках будет организовано с учетом рационального использования времени пациента, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, сокращение нагрузки на медицинский персонал, отказ от бумажных форм медицинской документации, что повысит эффективность деятельности медицинской организации, увеличит её доступность, качество медицинских услуг и удовлетворённость пациента.
В результате, усилия поликлиник будут сконцентрированы на сбережении здоровья населения и увеличении продолжительности активной здоровой жизни граждан старше трудоспособного возраста.