Депрессия у детей – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в поведении и жалобах на плохое самочувствие. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. С депрессией могут быть связаны участившиеся случаи попыток самоубийств среди подростков.
У детей депрессия проявляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Первая опасность в том, что заболевание близкие не всегда замечают вовремя ,потому что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть или печаль». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражается в различного рода физических недомоганий у ребенка.
Вторая опасность в том, что у ребенка от 4 до 12 лет депрессивные состояния могут быть скрыты, а внешне проявляться в неадекватно приподнятом, эйфоричном настроении, гипервозбуждении, неуместно радостном состоянии и чрезмерной активностьи.
Третья опасность в том, что депрессивные состояния чреваты нарушениями в развитии эмоционального интеллекта.
Причины возникновения депрессий у детей:
биологические (связанные с деятельностью головного мозга), генетические (отягощенная наследственность; нейромедиаторная недостаточность, уязвимость к хронически стрессам), психосоциальные (недостаток материнской любви; отделение от матери в раннем возрасте; социальные и экономические перемены; массовые катастрофы; острые стрессы – например, развод родителей, смерть близких, тяжелая болезнь, горе ; возрастные критические периоды ).
Как распознать?
Симптомы депрессии у детей раннего возраста могут проявляться следующим образом:
нарушения пищеварения, снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
задержка в прибавке веса;
моторная заторможенность, замедленность движений;
симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
пониженное, унылое, пассивное, безразличное, боязливо-печальное настроение, плаксивость, капризность, долгий плач;
При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.
В дошкольном возрасте проявлениями депрессии могут быть :
нарушение двигательной активности: сниженный тонус или наоборот, повышенный тонус, недостаток или переизбыток энергии,
потеря интереса к любимым играм и занятиям;
возврат к старым игрушкам;
трудности в концентрации внимания;
регресс в психомоторном развитии;
стремление к уединению, избегание контактов;
печаль, грустные настроения, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
страхи темноты, одиночества, смерти;
скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).
равнодушное отношение к радостям в жизни;
чрезмерная привязчивость к матери;
гипервозбуждение, эйфория, черезмерная активность, неадекватно повышенное настроение;
В младшем школьном возрасте ( от 7 до 12 лет) симптомы могут быть такими:
общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле;
потеря или набор веса;
нарушения сна (бессонница или, наоборот, желание постоянно спать)
грусть, тоска, апатия;
отсутствие интереса к игре и учебе;
уход от контактов с ровесниками;
эмоциональная неуравновешенность: плаксивость, ранимость, повышенная раздражительность, гнев, вспыльчивость;
низкая самооценка, самообвинения;
колебания настроения, тревожность;
отсутствие друзей, трудности взаимодействия с одноклассниками;
прогулы в школе;
суицидальные мысли или попытки;
гипервозбуждение, эйфория, черезмерная активность, неадекватно повышенное настроение;
рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.
В подростковом возрасте депрессия проявляется классической триадой симптомов более отчетливо: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.
К симптомам могут быть отнесены:
●суточные колебания настроения, эмоциональная неустойчивость;
●низкая самооценка, самоуничижения, самообвинения;
● равнодушие к радостям в жизни;
●замедленность и затрудненность мышления, потеря памяти и трудности с концентрацией внимания; резкое снижение способности к обучению, повышенная утомляемость; несостоятельность в учебе;
●страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения;
● отказ от прежних интересов;
●сонливость в утренние часы;
●тревога в вечерние часы;
●страхи, истерические реакции по незначительному поводу;
●общее недомогание (жалобы на плохое самочувствие)
●нарушения аппетита;
●астения, усталость, утомление;
●раздражительность, обидчивость, плаксивость;
●непереносимость шума, яркого света;
● видение мира в мрачных тонах;
●негативные мысли с ощущением ненужности, незначимости, отсутствием любви;
● попытки самоповреждений, суицидальных мыслей;
Течение заболевания длительное, и оно может протекать годами. При этом важно понимать, что внешне поведение ребенка может выглядеть как наоборот, чрезмерно, порой неадекватно, радостное. Также именно в подростковом периоде чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида, важно осознавать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.
Специалисты, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, это - невропатолог, психолог, психиатр, психотерапевт.
Рекомендации для родителей:
- Поддерживайте дома положительную, открытую, добрую и эмоционально комфортную для ребенка обстановку
- Старайтесь больше времени проводить с ребенком, разговаривать с ним, интересоваться его жизнью, проблемами. Важно обращать внимание на интонацию, есть ли планы на будущее. При общении с вами ребенку важно ощущать вашу поддержку, принятие, защиту и любовь.
- Обращайте внимание на наличие друзей у вашего ребенка, удается ли ему реализовывать себя, интересуйтесь, чем он занимается после школы.
- Интересуйтесь играми, которыми увлечен ребенок, и интернет- контентом на мобильных устройствах и компьютере дома.
- Расширяйте круг интересов вашего ребенка, предлагайте дополнительные занятия и кружки, чтобы ребенок мог научиться чему-то новому.
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и достигать их.