В ожидании новой волны: психиатр рассказала о том, как избежать стресса с приближением «омикрона»

10 февраля 2022 г., четверг

В конце прошлого года мировую общественность всколыхнула информация о возникновении нового штамма Covid-19, который получил название «омикрон». Эта разновидность коронавирусной инфекции уже получила широкое распространение на территории Российской Федерации. Все это время общественность очень пристально следит за происходящими событиями и внимательно присматривается к любым публикуемым в сети сведениям. Конечно же, большое количество негативной информации, циркулирующей в информационном пространстве, не могло не сказаться на психоэмоциональном состоянии людей. О том, чем может обернуться ожидание нового типа коронавирусной инфекции для жителей Татарстана, рассказала к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, заведующая амбулаторно-поликлинического отделения ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. В.М. Бехтерева МЗ РТ» Башмакова Ольга Валерьевна.

– Как вы считаете, какую опасность в себе несёт постоянное ожидание чего-то нового и страшного? Такого, как новый штамм коронавирусной инфекции?

– Поскольку население России и Татарстана продолжает находиться в ожидании нового штамма коронавирусной инфекции «омикрон», то ситуация складывается следующая. Начать стоит с того, что вирус исследован недостаточно, поэтому сложно оценить масштаб его негативного влияния на организм человека. К тому же, у нас отсутствует отдаленная динамика пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Помимо этого в СМИ циркулирует достаточно большой поток информации неопределённого содержания, которая зачастую подаётся в негативном ключе. И поэтому, когда человек находится в ситуации ожидания чего-то нового, доселе неизученного и потенциального опасного, то, безусловно, это способствует снижению настроения, формированию повышенного уровня тревоги и негативного прогнозирования своего будущего. Чем это может быть чревато? Это затрудняет нормальное ежедневное функционирование индивида, причём как в макросоциуме, так и внутри его семьи.

– Как можно справиться с таким стрессом? Что можно сделать, чтобы справиться с таким стрессом?

– Я бы посоветовала не игнорировать наличие подобного стресса. На мой взгляд, все факторы, способствующие нахождению в данной ситуации, необходимо разделить на две группы. Первая группа – это факторы, которые невозможно изменить в силу обстоятельств. «Омикрон» уже пришёл, он затронет каждый регион и социум столкнётся с ситуацией, когда сам индивид или его ближайшее окружение переболеют данной вирусной инфекцией. Изменить ход подобных событий мы не способны, поэтому переживать, грустить и испытывать тревогу по факту наличия данной ситуации однозначно не стоит.

Но есть факторы, на которые мы можем повлиять, и они относятся ко второй группе. Мы можем смоделировать своё поведение так, чтобы минимизировать вероятность контакта с данной инфекцией. Каким образом? Учитывая то, что в настоящее время идёт рост заболеваемости, в интересах каждого ограничить своё пребывание в местах большого скопления людей. Конечно, человек не способен полностью себя изолировать, так как он вынужден пользоваться общественным транспортом, чтобы добираться до работы, взаимодействовать с коллегами и так далее. Но у него есть возможность отказаться от посещения массовых мероприятий: кинотеатров, ресторанов, концертных залов и других. Отсутствие подобного досуга ни в коей мере не ограничивает жизнедеятельность индивида, но существенно сокращает риск заражения инфекцией.

При первых признаках недомогания мы должны позволить себе остаться дома, ограничить свои контакты с друзьями и коллегами, избежать посещения публичных мест. Своевременное получение медицинской помощи – это очень важный этап на пути к выздоровлению, однако, не стоит перебарщивать и заниматься самолечением в ожидании каких-то негативных прогнозов. Ведь ни для кого не секрет, что самолечение никогда не приносило хороших результатов. Люди, обладающие достоверной информацией о данной инфекции, могут проинформировать окружающих, скорректировать их поведение и, таким образом, обезопасить себя от потенциального заражения. Оказывая влияние на подобные вещи, человек может избавить себя от лишней тревожности и сосредоточиться на своей основной деятельности.

– Волна «Дельты» постепенно подходит к концу. Ощутили ли психиатры и психотерапевты какие-то изменения в обществе?

– В поле зрения психиатра часто попадают пациенты с постковидным синдромом, однако говорить о каком-то конкретном штамме очень сложно, поскольку типирование у нас не проводится. Но, безусловно, мы наблюдаем пациентов уже со старта пандемии и все проблемы, которые попадают в наше поле зрения, условно можно разделить на три группы: постковидные астении, постковидные депрессии и постковидные когнитивные нарушения. Что свойственно постковидной астении? Как и любой астении, ей свойственна повышенная физическая и психическая истощаемость, функциональные расстройства внутренних органов и нарушения сна. Отличает ковидную астению от всех повышенная продолжительность, сильная выраженность тревожно-депрессивного компонента и наличие расстройств сна. Это те вещи, которые часто выходят на передний план и становятся причинами, по которым люди попадают в поле зрения неврологов и специалистов в области психического здоровья. Сюда же относится выраженное снижение работоспособности, которое не позволяет пациентам заниматься трудовой деятельностью.

Что касается постковидной депрессии, то мы не можем провести какую-то чёткую градацию с другими депрессиями, поскольку в их основе лежат стойкое снижение настроения продолжительностью не менее двух недель, выраженный тревожный компонент и нарушение сна. Постковидные когнитивные расстройства бывают разной степени выраженности, от минимальной степени, когда пациент с трудом концентрирует своё внимание, отмечает трудности в запоминании и забывчивость, но при этом не выпадает из социума, до наиболее выраженных, которые укладываются в структуру более серьезных расстройств: психоорганического синдрома, деменции и других. То есть у человека начинает серьезно страдать память, с ним происходит социальная дезадаптация, он не может себя обслуживать и совершать действия, которые ранее не приносили никакого дискомфорта.

– Заметен ли рост обращений к специалистам?

– Проследив динамику по числу обращений с момента старта пандемии, который пришёлся на весну 2020 года, по настоящее время, могу сказать, что мы не отмечает статистически значимых различий в количестве обращений. Она, то есть динамика, приблизительно держится на одном и том же уровне. Большинство пациентов всё же находится в поле зрения неврологов. Пациенты, испытывающие последствия постковидной астении, очень редко обращаются к нам, ограничиваясь неврологической помощью. Чаще всего к нам попадают пациенты с постковидными депрессиями и когнитивными нарушениями.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International