Психолог ДРКБ Лия Олеговна Бодрова.
Вчера мы поговорили о том какие основные психологические причины, которые способствуют к первому употреблению наркотиков у детей и подростков и как их можно распознать.
Сегодня расскажем:
– Как формировать у подростков устойчивость к давлению со стороны сверстников и рекламе лёгких наркотиков?
Чтобы формировать устойчивость, важно развивать самосознание и самоопределение. Уже с 10-11 лет подросток должен понимать, кто он и что ему интересно. Это поможет ему противостоять деструктивным предложениям, будь то наркотики или опасный контент в интернете. Когда подросток знает свои интересы – например, он спортсмен или художник – ему проще сказать «нет» и не поддаться чужому влиянию.
Также важно развивать навыки саморегуляции и эмоционального интеллекта. Подросток должен понимать свои чувства и уметь справляться с эмоциями, например, обратиться за помощью к родителям в стрессовой ситуации. Это помогает избежать накопления стресса и желания уйти в деструктивные привычки.
Кроме того, важно понимание своих потребностей и стратегий их удовлетворения. Работая с родителями, подросток должен учиться конструктивным способам удовлетворения своих потребностей, избегая зависимостей и вредных привычек. Развитие критического мышления также играет ключевую роль. Подросток должен понимать, что, если все идут за толпой, это не значит, что он должен идти за ними. Ребенок должен уметь видеть ситуацию с разных сторон и принимать самостоятельные решения.
Наконец, нужно обучать подростка умению говорить «нет» и защищать свои границы. Это поможет развить уверенность и способность отказаться от предложений, которые могут навредить. Чтобы развивать устойчивость у подростков, важно научить их не только говорить «нет», но и уметь отказывать по-разному, чтобы ребенок не боялся потерять друзей или стать изгоем. Важно понимать, что, если кто-то перестанет с тобой общаться, это не конец света – значит, это не твои люди.
Следующий момент – это предоставление точной информации о наркотиках. Мы объясняем подросткам, что существуют обманки, например, в социальных сетях, где могут предложить вещества, обещая «классное состояние». Часто такие предложения заканчиваются трагически – попаданием в больницу. Эти «вирусные» рекламные кампании могут начинаться с безобидных видео, а затем переходить к рекламе наркотиков. Важно, чтобы подростки понимали, как работает такая манипуляция, и были готовы сопротивляться.
Еще один способ формировать устойчивость – вовлечение подростка в различные активности, которые развивают его интересы и самореализацию. Это может быть что угодно: от вышивания крестиком до создания видеоигр. Когда подросток находит увлечение, где он может реализовать себя, ему легче устоять перед соблазнами.
Нужно слушать ребенка, узнать его внутренний мир: с кем он дружит, какие у него интересы, что его беспокоит, с кем он проводит время, и как справляется с эмоциями (грусть, стресс, злость). Очень важно не давить, а проявлять интерес и понимание.
После этого можно поговорить о том, бывают ли ситуации, когда ему хотелось бы попробовать наркотики, что его к этому побуждает. Важно обсуждать это без критики, с любовью, принимая любые чувства ребенка, и искать способы справляться с трудностями без деструктивных решений.
Если факты употребления наркотиков подтвердились, важно разобраться, какие вещества использует ребенок, как часто и в каких компаниях. На этом этапе рекомендуется обратиться к специалистам – психологам, которые помогут выстроить стратегии взаимодействия и поддержки ребенка.
Завершить разговор следует на позитивной ноте, поддерживая ребенка, уверяя его, что проблему можно решить, и что существуют другие способы справляться с трудностями. Родители должны предоставить ребенку альтернативные варианты решения его проблем, без наркотиков, и показать, что всегда готовы помочь.
Не стоит забывать о внутренней работе в семье: необходимо создать такую атмосферу дома, чтобы ребенку было комфортно и безопасно находиться в семье. Родители должны быть для него опорой, поддержкой и ресурсом, всегда готовыми обсудить любые вопросы.