Заведующая терапии Нижнекамской ЦРМБ Светлана Особливая: «Ни один человек не ушёл со своего поста – все отдавали себя пациентам»

27 августа 2020 г., четверг

О самоотверженном труде коллег, которые с апреля работают без выходных и праздников из-за пандемии, о том, чем удивил коронавирус и чему научила медицина, нам рассказала заведующая терапевтическим отделением НЦРМБ Светлана Особливая. Ранее специалист была награждена медалью «За самоотверженность».

О госпитале

Терапевтическое отделение первым столкнулось с пациентами с коронавирусной инфекцией – для них в конце апреля был выделен целый этаж нынешнего госпиталя. Пациентов, у которых пропадало обоняние и изменялись вкусовые ощущения, доставляли с поражёнными лёгкими и высокой температурой.

«Такая пневмония не укладывалась в клинику обычной бактериальной пневмонии, - рассказала Светлана Борисовна.

- Тогда доктора только учились отличать COVID-19 от других болезней и ставить диагноз. Мы связывались  с пульмонологами из Казани, изучали этот вопрос, и пока пациентов с положительным анализом на коронавирус госпитализировали в госпиталь Набережных Челнов. А когда количество больных стало увеличиваться и мы поняли, что не можем справляться в условиях отделения, был развёрнут госпиталь. Первыми туда ушли наши  молодые доктора, медсёстры и санитарочки, ещё ничего не зная о новой болезни».

Светлана Борисовна тоже хотела пойти в госпиталь, но ещё с одним доктором осталась в родном отделении, где тоже был большой поток пациентов. В терапии нет плановых пациентов, за исключением тех, кто страдает эндокринными и гематологическими заболеваниями. Сюда доставляют тех, кто нуждается в неотложной помощи и находится в тяжёлом состоянии.

«Почему мы говорим про самоотверженный труд? Потому что ни один человек не ушёл со своего поста - отменились отпуска, больничные листы. Все работали, отдавая себя пациентам, - рассказала врач.

- В госпитале работали врачи всех специальностей, потому что алгоритм для лечения пациентов был разработан, и нужно было наблюдать и смотреть, как они получают лечение. А для того, чтобы в приёмном покое проводить дифференциальную диагностику и решать, кого и куда направлять, нужны специалисты. И работа в приёмном покое – это тоже про самоотверженность. Иной раз за сутки в тех же противочумных костюмах мы принимали по 50-60 человек, не имея возможности просто встать и пообедать».

О коллегах

В это воскресенье у Светланы Борисовны был единственный полноценный выходной за последние четыре месяца – кроме работы в родном отделении она дежурит в приёмном покое госпиталя сутки через сутки. Так во время пандемии работают все медики. 

«Роман Андреевич Фролов дежурит в приёмном покое по трое суток подряд. Без выходных он работает с апреля по сегодняшний день. Если кто-то из докторов заболевал или брал передышку, то он всегда оставался на боевом посту. Роман Андреевич – это  герой, которого не видно на экранах  и баннерах, но без этого врача невозможно представить работу всего госпиталя, и его мы все стараемся, по возможности, беречь.

Александр Евгеньевич Хрисанов – кардиолог, который тоже получил медаль «За самоотверженность». Вообще, кардиологи и врачи УЗИ первыми начали заражаться коронавирусной инфекцией от пациентов, несмотря на ношение масок, и такая ситуация наблюдалась по всей России. Дело в том, что болезнь новой коронавирусной инфекции протекает с характерными болями в груди, и эти боли очень похожи на заболевания сердца, например, на инфаркт миокарда, и поэтому пациенты попадали к кардиологам. Доктора делали УЗИ и ЭКГ, контактировали с пациентами, подвергаясь опасности заразиться. Кто-то из кардиологов ушёл работать в госпиталь, кто-то отправился на самоизоляцию по возрасту, и Александр Евгеньевич в течение почти месяца  не выходил из отделения, жена приносила обеды в больницу. Иногда на подмогу на ночное дежурство приходил доктор, которого вызывали из отпуска.

Малькова Ирина Станиславовна – врач общей практики, она первой пришла в приёмный покой госпиталя, совмещая работу на двух участках врачом общей практики, Ольга Михайловна Карамова – замдиректора республиканского Медицинского информационно-аналитического центра по Нижнекамску,  которая дежурства сутки через сутки совмещала с основной работой, Радик Мазгутович Гайсин – реаниматолог, дежурил в приёмном покое, практически не выходя, Александр Дмитриевич Тартачник – коллеги достойны всех добрых слов и уважения».

О коронавирусе

«Коронавирус удивил тем, что он поражал всех, независимо от социального статуса, и люди социальные, имеющие обширные контакты, общающиеся с родственниками, в том числе и с пожилыми, заболевали сами и заражали окружающих. Ещё поразил тем, что многие не слушают наставления врачей – если заболел, то сиди дома. Молодые люди ехали к своим родителям и заражали их.  А пожилые очень тяжело переносят это заболевание.

Мужчины болеют чаще, чем женщины – молодые, без хронических заболеваний, не пьющие, не курящие, занимавшиеся спортом, и вдруг заболевают с тяжёлыми осложнениями. СОVID удивил и тяжёлыми последствиями – у пациентов очень длительный восстановительный период , так называемый постковидный синдром, сопровождающийся выраженной слабостью, депрессивным состоянием, у некоторых пациентов развивается фиброз лёгких. Эту болезнь нам придётся ещё долго изучать».

О главном

Светлана Борисовна пришла в медицину после школы, в 18 лет. Сначала она работала в терапии санитарочкой, потом, во время учёбы в мединституте, медсестрой, а затем и врачом. Отделение доктор возглавляет девять лет.

«Тяжело болеют и трудно и долго выздоравливают те пациенты, которые поздно обращаются к врачу, занимаются самолечением и думают, что всё пройдёт само. Сейчас, после введения стандартов оказания медицинской помощи, много внимания уделяется инструментальному обследованию и анализам, и меньше - общению врача с пациентом, умению  разговаривать с пациентом, учитывать все особенности личности пациента и особенности развития заболевания. А для пациента это остаётся очень важным. И результаты анализов  нужно уметь правильно интерпретировать и, исходя из них, назначать правильное лечение для данного конкретного пациента. И я всегда говорю, что не компьютер ставит диагноз и лечит пациента, а врач. Опытнейшие доктора, которые работали ещё в СССР, отмечали, что нужно лечить больного, а не болезнь. И я своим докторам тоже говорю: «Разрабатывайте интуицию, учитесь слушать и слышать больного, разрабатывайте «третий глаз», чтобы видеть и решать проблему пациента». Это тот опыт, который может дать работа в стационаре.

Медицина научила меня сопереживать людям и оказывать помощь, невзирая на свои проблемы. Ты пришёл на работу и все проблемы остаются за дверью отделения, здесь нас интересует только пациент. У каждого из нас свой путь к Богу. Для меня это путь через помощь пациентам, через наш стационар, через бесплатную медицинскую помощь. Историй спасений немало, это наша обычная практика. Вообще, чудеса всегда с нами и случаются всегда и всюду, главное – научиться их видеть. Но если мне  случилось провожать человека, то нужно облегчить его страдания, чтобы он ушёл из этой жизни достойно, без боли и страха».

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International